FUSION — модерн в индийском танце

Приятное на слух слово фьюжн означает смесь, слияние, синтез. Ныне этим модным термином называют нередко все новое, непохожее на старое. Если вы сшили новое платье из двух старых – это фьюжн, если приготовили одно блюдо, экспериментируя по рецептам двух или более – это тоже он.

В самом широком понимании фьюжн – это подлинное творчество, интересный захватывающий процесс созидания нечто нового на основе уже имеющегося. Нет, и не может быть единого мнения по поводу того, где и когда возникло это ныне модное направление музыки и танцевального искусства.

Мое знакомство с этим видом творчества началось много лет назад, а поводом послужило отсутствие качественного звука для выступлений на сцене. Классика кучипуди, с которой я начала свою преподавательскую деятельность, долгое время оставалась для меня несценическим искусством, потому что выступать в сопровождении фонограммы плохого качества я не решалась. Заветную музыку я получила лишь через 10 лет после того, как начала изучать кучипуди. Пока оттачивались движения классики, душа просила чего-то особенного. Так, одна за другой появились постановки, которые, хотя и имели в основе хореографию классических стилей кучипуди, бхаратанатьям, катхак, но стали уже чем-то иным, поскольку были поставлены на нетрадиционную, современную музыку. Так получилось, что я начала ставить танцы в стиле fusion, не подозревая о том, что он называется именно так.

Свой опыт экспериментов с танцем и постановок, а также дискуссии на тему что же такое фьюжн в индийском танце, привели меня к следующим выводам, которыми я рада поделиться с вами.

Фьюжн – сложный вид творчества, который требует от хореографа и танцора идеальной пластики, музыкального слуха, свободы тела и души, высокого артистизма … вы скажете, что это нужно исполнителю любого стиля … и будете правы, но есть еще нечто, придающее этому стилю уникальность: фьюжн требует знания нескольких стилей индийского танца (и не только индийского), постановщик танцев фьюжн должен обладать эрудицией в индийском танцевальном искусстве, не ограничиваясь одним стилем, при этом элементы разных стилей не должны просто нанизываться друг на друга, они должны представлять собой гармоничное целое. Этот танец не имеет ярко выраженной стилистической направленности и сочетает любые индийские (и неиндийские) танцевальные элементы. Для судейства конкурсов и фестивалей фьюжн и стилизация классического индийского танца пока сопоставимы.

ХОРЕОГРАФИЯ
Несмотря на то, что канон классики в номерах фьюжн второстепенен, важна узнаваемость элементов. Главное – оригинальность и эстетика, для достижения такой цели все средства хороши: подражание любым стилям от классики до современных танцев, элементы акробатики, шоу, реквизит, костюм нового дизайна. Важно органичное смешение стилей, а что и в какой мере смешивать: классический ли индийский танец определенного стиля и балет, фламенко и катхак, бхаратанатьям и contemporary —  решает только автор постановки. В более приземленном понимании, фьюжн может означать добавление в традиционное индийское танцевальное направление иных нехарактерных танцевальных элементов. Это возможно неожиданное, но в идеале гармоничное смешение стилей. Красота этой мозаики — единственный критерий успеха такого номера: должен получиться не винегрет (тоже fusion), а сплав красоты.
МУЗЫКА
По существующим правилам конкурсов индийского танца в России исполнение классических элементов, не сделает номер, исполненный на современную музыку, классикой. Основной тон  в данном случае задает не хореография, а музыка. В качестве музыкального оформления используется стилизация классической музыки (карнатик или хиндустани), условно упрощенная классическая или лёгкая классическая музыка, композиции из современных индийских фильмов, современные аранжировки с характерными чертами классических мелодий, рецитации талам, fusion музыка, а также иная нетрадиционная музыка, trance.
ОБРАЗ
В номерах fusion не псоледнюю роль играет костюм, общее настроение, Образ, создаваемый исполнителем часто подражает традиционному классическим костюму и гриму.

Фьюжн – глубоко личностное направление, отражающее вИдение искусства танца автором постановки, это стиль самовыражения. Фьюжн позволяет хореографу полнее раскрыть свой талант и попробовать себя в бесконечных экспериментах. Красивым он получится у тех, кто по-настоящему свободен.

Фьюжн – антоним классики. Если классика подчинена канону, то фьюжн невозможно подчинить каким-либо рамкам и правилам. Это невозможно также как, если бы мы взялись анализировать вдохновение и классифицировать степени одухотворенности танца. Фьюжн — это свободный полет фантазии хореографа, танцора. На мой взгляд, невозможно создавать категории и классификации направления, главная идея которого – свобода самовыражения.

Насколько этот танец содержателен, и каково послание танца зависит от таланта исполнителя и замысла хореографа. Исполнительская манера подскажет, что перед нами изображается абстракция или определенный текст, идея.

Елена Тарасова