Шива Натараджа: символика, значение, философия образа

Бог Шива* в своей ипостаси НатарАджа (санскр.** нАта — танец + драма; рАджа — владыка, повелитель, царь) — один из самых ярких образов, связанных с Индией. Его облик знаком очень многим — это танцующая фигурка с четырьмя руками. Шива изображен в изящной танцевальной позе, одна пара его рук сомкнута в абхАя мУдре (абхАя — бесстрашие, мУдра — знак, символ), вторая пара держит всеочищающий космический огонь (Агни) — символ трансформации и барабанчик (дАмару) — символ всего творения и олицетворение самой жизни.

Индийцы называют жизнь космическим танцем (тАндава нрИтья), и Шиве отводится в этом процессе самая важная роль: он главный исполнитель этого действа. Пока танцует бог Шива, живут все существа. Прекращение этого танца означает прекращение жизни и начало распада.

Сами индусы рассматривают этот танец Шивы в пяти видах:
адбхУта тАндава — это удивительный и чудесный танец;
анАнда тАндава — это танец, вызывающий пречистый восторг, духовный экстаз;
анаварАта тАндава — это танец непрекращающийся, вечный;
самхАра тАндава — это танец разрушительный по своей силе, мощи и энергии;
пралАя тАндава — это танец, в конечном итоге приводящий к распаду и исчезновению.

Бог Шива стоит на правой ноге (стИта пАдам) — устойчивая и хорошо зафиксированная поза, его левая нога (мОкша пАдам или ануграхА пАдам) символизирует награду освобождения от цепи бесчисленных рождений и смертей (мОкша). Карлик-демон, поверженный им, чаще всего трактуется как невежество, а более подробно: он есть олицетворение болезни (рОга), лихорадки (джвАра) и смерти (мАрана), которые, с одной стороны, естественны для всего живого, а с другой — являются жестоким их наказанием. Подавляется всё вышеописанное зло только чистым божественным сознанием, которое в данном случае представлено самим Шивой. Демон укрощён, но не мёртв, потому что он тоже часть жизни, её реалий, часть исполняемого Шивой танца.

Подобно гирлянде обрамляет фигуру Натараджи огненное кольцо — это джвАла мАла прАбха мАндала (джвАла — мерцание пламени, мАла — гирлянда, прАбха — озаряющий, мАндала — круг, окаймление). Это исходящая от него мощь и энергия, порождающая и уничтожающая миры.

Лицо его обрамляют спутанные кудри, среди которых иногда можно найти изображение священной реки и богини ГАнга. Легенды сообщают о том, что Шива сумел укротить гнев и ярость Ганги, когда миру людей угрожала опасность разрушения, он принял тяжесть водных потоков на свою голову. Один из его эпитетов звучит как «носящий Гангу» (ГАнга дхАра). В его волосах она символизирует богатство и изобилие (сампАт самврУдхи). Причёску Натараджи венчает полумесяц (чАндра рЕкха), это растущая луна (не убывающая!). Она символ прелестей материальной жизни (всевозможные удовольствия всех пяти чувств и услаждения нашего эго). Луна также является божеством времени (кАла), в этой связи Натараджа — бог, главенствующий над самим временем. Его именуют «великим временем» (махА кАла), потому что неизмеримое время было создано им, и он контролирует время жизни всех живых существ.

Три его ока — это солнце (сУрья) справа и луна (чАндра) слева (по этим же сторонам крепятся на голове танцовщицы соответствующие украшения), в то время как третий глаз (джнАна нЕтра — око мудрости) находится посередине лба в области межбровья. Именно эту часть лба в индусской традиции отмечают знаком тИлак, бИнди, бутту (красная точка). Этот третий глаз имеет способность, о которой мечтают многие мудрые: распознавать истину и заблуждение. Если глаза «солнце» и «луна» видят свет и тьму, доброе и злое, хорошее и плохое и прочие пары противоположных понятий, то глаз мудрости анализирует полученный от них «материал» прежде чем отправить проработанную информацию в «центр принятия решений»- сознание (мАнас).

На мочке правого уха НатарАджи красуется золотая серьга (мАкара кУндала) в форме фантастического существа мАкара, отдалённо напоминающего крокодила (изображение мАкары часто украшает фасады индусских храмов). Такая форма серёг была предназначена для ношения исключительно мужчинами. МАкара кУндала указывает на Шиву как на верховного наставника (гурУ). В старые времена в Индии такой серьгой отмечали заслуги учёных, учителей, достигших в своей области наивысшего мастерства. Этот знак —  символ полнейшего знания, а носящий его, следовательно, является обладателем полноты знания в своей области.

Его левое ухо украшает серьга декоративной формы, лишённая особой символики (татАнка). Такая серьга является обычным украшением и мужчин, и женщин, хотя в конкретном случае она представляет божественную красоту, часто проявляющуюся в красоте женщин. Шива объединяет в себе природу мужского и женского начал в своей форма АрдханарИшвара (Ардха — половина, нари — женщина, Ишвара — владыка), он одновременно и мужчина, и женщина, однако эта «половинчатость» не приписывается самому богу (Ишвара). Считается, что Шива сам выделил эти части в самом себе.

Вокруг его шеи, рук или груди обвивается кобра. Это кундалИни шАкти («пребывающая в спящем режиме» энергия), шАкти означает внутреннюю энергию любого существа, это запас жизненных сил (йога учит правильно использовать эту силу).

С левого плеча спускается на грудь Шивы священный шнур (Яджна пАвитам) — символ чистоты помыслов и деяний. Наличие этого шнура (а также чистота помыслов и деяний) — одно из требований, предъявляемых к исполнителю священного ведического ритуала (Яджна), цель которого — духовное очищение. Не имеющий этого особого знака невправе исполнять Яджну.  Шива, таким образом, полномочен свершать Яджну в особо крупных масштабах, таких как творение, поддержание, уничтожение вселенных.

Священные тексты наделяют Шиву эпитетом «воплощение дара» или просто «вознаграждающий» (например, образ ДАкшина мУрти). Под «даром» здесь подразумевается мудрость, опыт. В произведениях скульпторов или художников он предстаёт сидящим на возвышении под тенью баньяна и наставляющим в божественной мудрости своих четырёх учеников. Рассматривая этот образ, невольно улыбнёшься (кстати, индусская традиция не запрещает смех и улыбку, в том числе по поводу изображения божеств)… улыбнёшься потому, что учительствующий ДАкшинамУрти изображается молодым мужчиной, поучающим убелённых сединами старцев. Это тоже глубокий символ: высший разум вечно юн и неустанно наделяет мудростью тех, кто воспринимает её с должным почтением (т. е. не всех!).

Бог Шива представляет принцип (гУна) тАмас — невежество, косность, но как глубок этот символ: он разрушает мир, погрязший в невежестве, он заканчивает один цикл жизни и он же создаёт «площадку» для нового — он опустошает и очищает мир от старого, чтобы дать жизнь новому…
Одежды и украшения Шивы — чаще всего шкура тигра и драгоценности: золотые ожерелья с бубенчиками, издающими мелодичный звон, украшают его буквально с ног до головы (грудь, талия, бёдра, запястья и, конечно, щиколотки). Согласно легендам, звуки ножных браслетов (гхУнгхру) Натараджи превратились впоследствии в исполнительские виды искусства: музыку, пение, танец и театр.

Почему же Шива показан танцующим? Быть может создатель этого образа пожелал подчеркнуть вечно меняющийся мир, его непрерывную динамику, которую лучше всего передаёт именно танец. Быть может он хотел подчеркнуть божественное предназначение искусств.

Елена Тарасова

* — известны 25 видов его иконографии.
** — здесь и далее все термины — санскритские.