Особенности техники исполнения южноиндийского танца: бхаратанатьям и кучипуди

Если вы освоите южноиндийский танец, любой другой танцевальный стиль возможно покажется вам простым!

Стили индийского танца кучипуди, бхаратанатьям имеют богатейшую школу пластики. Её составляют «единицы» — адугУлу (адаву, steps) и джатУлу (джати, jathi). Первое представляет собой танцевальные па разной степени сложности, второе — ритмические связки нескольких этих па. Соединенные мелодией, они создают удивительный по красоте и разнообразный узор танца.

Основная позиция южноиндийского танца носит название арамАнди (тамильск. «полусидя»). Это достаточно низкое плие, при котором пространство меж коленей напоминает квадрат, поставленный на один из углов. Большая часть движений июжноиндийских стилей исполняются танцором именно в этой позиции. Хорошее арамАнди исполнителя индийского танца — один из признаков его технического мастерства!Эта сложная сбалансированная позиция характерна для нескольких стилей индийского классического танца: кучипуди, бхаратанатьям, одисси. Красоту этой позиции подчеркивает костюм: при верном её исполнении веерообразно раскрываются богато расшитая плиссировка костюма или складки сари танцовщицы. Справа и слева показаны фото современной исполнительницы индийского танца и средневековая скульптура, наглядно демонстрирующие замечательные примеры арамАнди. Более низкое плие (тамильск. «полностью сидя») называется мурамАнди.

Основная позиция рук называется натьярАмбхе (сауштавАм) — это разворот рук по сторонам, при котором уровень локтя равен уровню плеча, а предплечье может находиться ниже.

Все технические элементы (чАри, стхАнака, карАна, бхЕда, бхАнга, мАндала и прочие) заимствованы из теоретических трактатов, главным из которых по праву считается «НАтья шАстра», по преданию записанная легендарным мудрецом БхАратой, «Натья шастра» — это «библия» всех исполнителей индийского классического танца.

Композиции стилей индийского танца кучипуди и бхаратанатьям имеют пять вариаций ритма:
чатурАсрам — ритм, мерой которого является 4, типичные слоги его счёта (солукатту): та ка дхи ми;
тИсрам — ритм, мерой которого является 3, слоги его счёта: та ки та;
мИсрам — ритм, мерой которого является 7, слоги его счёта: та ки та та ка дхи ми;
кандАм — ритм, мерой которого является 5, слоги его счёта: та ка та ки та;
санкИрнам — ритм, мерой которого является 9, слоги его счёта: та ка дхи ми та ка та ки та.

В танцевальной композиции все эти ритмы переплетаются меж собой, образуя захватывающие музыкальные рисунки, озвученные колокольчиками на щиколотках танцовщицы.

Характерные черты техники индийского танца бхаратанатьям:
— танцевальные па (около 130 единиц хореографии);
— более условная абхиная (в сравнении с кучипуди);
— предельная ясность, четкость движений, жестов, композиции;
— бОльшая символичность языка жестов;
— общий характер движений — лаконичные, четкие, не округлые и волнообразные (как в кучипуди);
— медленный и средний темп исполнения (быстрый присущ только танцам нритта — тиллана, джатисварам);

Характерные черты техники индийского танца кучипуди:
— широкое разнообразие танцевальных па (более 200 единиц хореографии);
— контраст ритмов (быстрый сменяется медленным и наоборот);
— контраст скорости движений ног и рук (плавные движения рук сочетаются с быстрой работой ног);
— пружинистые высокие прыжки и энергичные повороты;
— общий характер движений — не резкие (как в бхаратанатьям), а плавные, округлые, волнообразные;
— кучипуди — быстрый стиль, для него характерен средний и быстрый темп исполнения;
— использование специального сценического реквизита (латунные тарелки, кувшины, свечи).

Техника танца кучипуди заимствована у бхаратанатьям, однако за несколько столетий она видоизменилась настолько, что получила собственный неповторимый облик и специфические черты.

Елена Тарасова