Обучение «по-индийски». Традиционный этикет в классе индийского танца и музыки.

Вместо эпиграфа:
dhyana moolam guru murti puja moolam gurur padam mantra moolam gurur vakyam moksha moolam gurur kripa
«Учитель – источник знания, его лотосные стопы – исток пуджи и аскезы, из слов учителя исходит мантра, благословения учителя – росток, со временем вырастающий в свободу (=мастерство) ученика».
gurur brahmA gurur vishnuH gurur devo maheShvaraH gurureva paraM brahma tasmai ShrI gurave namaH
«Гуру — это Брахма (творец личности), Гуру -это Вишну (защитник творения), Гуру — это Господь Вседержитель Шива-Разрушитель (уничтожающий в своих учениках недостатки), Гуру Высший Свидетель. Такому Гуру поклоняюсь я.»

Персона педагога (преподавателя, наставника, инструктора, учителя, гуру) как вижу это я,
Елена Тарасова, педагог с почти 20-летним стажем преподавания:

Преподавание индийских традиционных искусств основано на гуру шишья парампаре — это цепь преемственности знания от учителя к ученику. Насколько важна личность учителя в индийской традиции иллюстрируют вышеприведенные цитаты, известные едва ли не каждому индийцу. В индийской традиции учитель, передающий знания, приравнивается к богу. Рассмотрим почему. Имея личностный подход к каждому ученику, настоящий педагог может дать ученикам несравненно бОльшее, чем свои профессиональные навыки или даже секреты мастерства. Обучая индийскому классическому танцу, я стараюсь дать ученикам не просто хореографию: я пытаюсь вылепить более совершенное тело, образовать разум, возвысить душу. Пытаюсь привить способность учиться, работать над собственной гармонией, художественным вкусом, чувством ритмики и музыкальностью, терпением и терпимостью, вниманием и выносливостью; я считаю, что танец способствует нашему интеллектуальному, духовному, моральному, физическому развитию, он учит нас наблюдательности, анализу, умению смотреть и видеть, слушать и слышать. 
Обучение индийскому танцу — это школа совершенства
, потому что я уверена, что совершенный танцор — это прекрасный человек.
Душевный-духовный контакт с наставником очень важен для вашего успеха в обучении. Если вам не симпатичен преподаватель, ищите другого… или измените себя.

В любом классе, студии, школе или академии индийского классического танца, музыки существует этикет, основанный на культурных традициях и обычаях Индии. Изучая индийские искусства, вы постигаете саму Индию. Знание этого этикета поможет вам в обучении. Суть этикетных норм поведения в классе индийского классического танцасводится к тому, чтобы снискать милость учителя.

Учиться по традиционной индийской схеме
 (в скобках даю личные ремарки) означает, что ученик
— делает все, что от него требует учитель без лишних ремарок, дискуссий, беспрекословно (вопросы можно и нужно задавать в удобное педагогу время);
— принимает на веру и не подвергает сомнению сказанное учителем;
— не поправляет учителя даже, если он случайно ошибся (спорный момент, зависящий конкретно от характера педагога: кто-то запустит палкой, а кто-то будет очень признателен поправившему ошибку, потому что истину он любит больше себя, в целом тактичная форма замечания в таком случае обязательна);
— трудится старательно (потому что результаты ученика – показатель степени уважения дисциплины и учителя);
— не надеется на получение нового материала без тщательной проработки и успешной демонстрации предыдущего урока;
— не задает лишних вопросов (вообще замечу, что в Азии прямо спрашивать учителя, считается неприличным, ученик ожидает, когда учитель сам скажет ему то или иное, это похоже на воландовское «никогда ничего не просите, особенно у того, кто сильнее вас… сам даст…», когда сочтет нужным);
— не болтает, а внимает: нужно ловить каждое слово учителя (и, главное, размышлять над ним);
— входит в класс без обуви (традиция);
— выглядит пристойно (сари, сальвар камиз с дупаттой, минимум парфюма, длинные волосы убраны, аккуратность, вкус и уместность нужны везде),
— не забывает сделать намаскар лицом к учителю, входя в класс и покидая его (это как «здравствуйте», которое не говорят человеку, повернувшись к нему спиной),
— опоздав на занятие, садится рядом с учителем, и лишь спустя некоторое время просит разрешения присоединиться к уже занимающимся ученикам (традиция);
— выходит из класса с разрешения учителя (традиция);
— не сидит в классе выше уровня, на котором располагается место учителя (чисто традиционное);
— никогда не поворачивается к учителю спиной (это невежливо везде);
— встает, когда учитель входит в класс,
— не протягивает ног в сторону учителя, танцующих (опасно, некрасиво, даже несколько вудьгарно);
— понижает тембр голоса, когда учитель входит в класс,
— молчит, когда говорит учитель, и не перебивает его речь (умение слушать — навык, необходимый везде);
— выражает свое мнение, идеи, когда его об этом просит учитель (в класс вы пришли заниматься, а не дискутировать и демонстрировать свои риторические навыки);
— не проходит между учителем и учеником, если они заняты уроком или беседой,
— не пользуется на уроке мобильным телефоном,
— не приходит на урок в болезненном состоянии, чтобы не навредить учителю и другим ученикам,
— не снимает фото и видео без разрешения,
— не забывает поздравить в праздники хотя бы устно, изредка делает знаки внимания и подарки (традиция);
— навещает больного учителя и помогает ему (традиционно ученики жили в доме учителя, практически являясь слугами),
— интересуется здоровьем, настроением учителя (т.е. просто вежлив и внимателен).

Если вы тщательно проанализируете модель этого поведения, то не найдете в ней ничего экзотического, это простые правила хорошего воспитания, о которых многие ныне забыли, и проявление внимания, почтения, любви, на которые ныне способны тоже немногие. Человечность — это внимание к другим, понимание и сострадание.
Правила эти исполняются учениками либо формально,потому что так просят делать, или от сердца, потому что иначе «я и не могу, ибо глубоко уважаю»… я видела и то, и другое сотни раз. Для меня первое грустно, ибо показатель неглубокой натуры, второе дорого сердцу…

Я дарю вам секрет успеха во всем и всегда — это любовь, уважение и благодарность. Ключевое слово, конечно, любовь. Любовь к изучаемой дисциплине, уважение к учителю и коллегам-единомышленникам, благодарность всем за все! Задумайтесь об этом.
Индийский классический танец или  музыка — это бесценное искусство, и вам предоставлена уникальная возможность познакомиться с высоким его стандартом не в знойном климате в тысячах километров вдали от работы, дома, семьи, любимого человека, а в своем городе. Учиться на чужбине, на «индийской» скорости обучения (обучение нескольких лет, медленными темпами и с промежутками на праздники), при «индийском» отношении ко времени («приходи завтра») сможет далеко не каждый европеец.
Уважайте получаемые знания об этом искусстве: не бросайте свои тетради, если оставили на полу, не наступайте на них, когда танцуете, старайтесь не забывать их в классе, стремитесь изжить небрежность и неаккуратность в своем исполнении, на проверку учителю представляйте честно отработанный, а не «сырой» материал, потому что обратным вы, увы, выказываете весьма халатное отношение к предмету своего педагога.
Уважайте преподавателя, который посвятил изучению этого танца много лет своей жизни и теперь передает свои навыки вам, уважайте его время. Почтение, благодарность и любовь к традиции — ключ к ее освоению. Помните, тонкости мастерства открываются не тем, кто жаждет (=алчность) их принять — этого недостаточно, а тем, кто относится к этому искусству с искренней любовью и почтением. Страсть не то же, что любовь. Искреннее, трепетное отношение и любовь к танцу и учителю, который олицетворяет это знание — секрет успеха в постижении этого искусства.

Немного практических советов ученикам, опять о том же, иными словами:  

1. лишись гордыни, поскольку она – препона твоего успеха,
2. открой глаза и уши, стань воплощением внимания, зрения и слуха, если ты неспособен внимать, ты необучаем: в этом случае стоит ли тратить время свое и педагога?
3. научить невозможно, можно лишь научиться – истина, проверенная мною лично на опыте 17 лет, я могу грамотно направить и объяснить, иногда даже не вставая с места, при условии, что ученик умеет слушать и понимать сказанное, кроме того, для того, чтобы зажечь вас танцем, вы сами должны быть «воспламеняемым» материалом, т.е. желать научиться.
4. уважай всех, кто достиг в танце успеха, хороший танцор индийской классики — человек особый. Общайся с этими людьми, выражай им свое восхищение и уважение – они этого достойны, видя искренность твоего отношения, они обязательно помогут тебе дельным советом, поддержат духовно, добрые мысли людей (=благословения) способны творить чудеса, умножай эту силу.
5. не трать времени впустую: займись танцем, сосредоточься только на нем. Ты становишься именно тем, на чем ты фокусируешь свое внимание.
6. забудь о том, что ты платишь «деньги» за обучение, и поэтому тебя обязаны научить – никакие твои деньги не сравнятся с ценностью того, что дает тебе учитель: гармония, здоровье, красота, совершенство, самопознание, радость жизни.
7. искорени мысль о том, что ты «клиент» и не жди горячего приема, придя в класс индийского танца, скорее всего, ты еще «ноль» в танце: см. снова пункт 1. Не путай класс индийского танца с фитнес-центром, салоном красоты, где тебе (т.е. твоим деньгам) всегда рады, в классе индийского танца тебе придется представлять из себя гораздо бОльшее, чем просто деньги.

Елена Тарасова