Катхак — визуализация звука

Катха кахе со катхак — рассказывающий историю есть катхак.

Название танцевального стиля катхак происходит от санскритского корня «катха», что означает «история, рассказ». Существовало особое сословие профессиональных танцоров-рассказчиков, украшавших свое повествование пением, музыкой, элементами танца и актерской игрой.

Классический танец катхак зародился в северной Индии (современные штаты Раджастан и Уттар Прадеш) и долгое время существовал при храмах. Этот танец развился из вайшнавской философии и легенд о Радхе-Кришне (катхак называют также Брадж раас). Его ранняя история подобна всем храмовым искусствам: первоначально посвященный богам, катхак постепенно появился при светских дворах индусских махараджей и мусульманских навабов. В XV столетии под влиянием могольской культуры стиль претерпел серьезные изменения. Представляемый прекрасными танцовщицами и куртизанками, катхак быстро утратил свое духовное содержание и превратился в чувственное зрелище. С XVII века это искусство стало излюбленным развлечением при дворах Дели, Джайпура и Лакхнау и получило восторженное покровительство правителей.

Новые владыки земель Индостана привносили иную культуру: вместе с дарбарами знати
из Персии, Центральной и Западной Азии приезжали музыканты и танцовщицы. Катхак – результат сплава двух культур: индусской и персидской. Более, чем какой-либо иной танцевальный стиль Южной Азии катхак выражает эстетику исламской культуры.

В середине XIX в. катхак пережил свое возрождение и получил распространение среди просвещенных правителей и заминдаров (владетельной знати). Из дворцового развлечения, представляемого куртизанками, этот стиль танца превратился в интеллектуальное искусство, требующее от исполнителя знания поэзии, музыки, ритма, сложнейших навыков танца, изысканной грации и пластики. Катхак в современном виде сложился в XIX веке. Традиционно катхак развивается в семьях потомственных танцоров (семья — гхарана). В наши дни различают несколько гхаран: Лакхнау, Джайпур, Бенарес, Райгарх, Лахор, ведущими из которых являются первые три. Традиционно катхак танцуют мужчины и женщины.

Особенности стиля и техники исполнения
— основная позиция танцора — естественная на прямых ногах;
— ритм – фундамент этого искусства,  акцент стиля в работе ног — таткар — разнообразные и сложные ритмические рисунки, выбиваемые стопами, пятками, носками танцора. Исполнитель катхака, больше музыкант, чем танцор. Его движения похожи на визуализацию звука;
— спонтанность, поле для импровизации — исполнитель катхака не обязательно подчинен композиции, он скорее интерпретатор музыкальной темы;
— импровизация становится отдельным номером джугалбанди, приобретая черты соревнования между танцором и музыкантом, играющим на барабане табла;
— пируэты чаккар — в катхаке множество поворотов и полуповоротов в разные стороны, доминируют повороты в левую сторону, пируэты могут исполняться на таткар, на 1, 3, 5 тактов, в композициях можно встретить до нескольких десятков пируэтов;
— декламация слогов (бол) — перед исполнением танцор озвучивает ритмический рисунок;
— необыкновенно плавные движения рук;
— весь рассказ передается через мимический танец. В соответствии с эстетикой ислама актерская игра в катхаке носит менее чувственный характер, более утонченный и сдержанный. Акцент искусства абхинаи в умении танцора выразить одну тему различными средствами с бесконечными нюансами эмоций;
— в катхаке мягко сочетаются культура мусульманская и индусская.

Катхак исполняется под музыку хиндустани, которая значительно отличается от южноиндийской музыкальной системы Карнатик. Наиболее популярные раги в хиндустани – Яман, Кедар, Пилу, Бхайрави и Кхамадж. Музыкальные инструменты, используемые в оркестре – табла, саранги, тампура, пакхвадж, ситар, гармония и несколько сотен колокольчиков танцоров.

Костюм
В давние времена катхак исполнялся в сари. Современные последователи джайпурской школы носят индусский стиль одежды: для женщин — длинная юбка (ленга, лехенга), блуза до талии или короче (чоли), длинный легкий шарф, скрывающий волосы (дупатта), для мужчин —  шелковое дхоти с отделкой зари, сверху курта пижама.

Костюм исполнителей гхараны Лакхнау испытал влияние персидского костюма: для женщин платье с расклешенной юбкой (юбка и блуза с длинным рукавом), узкие брюки чуридар, дупатта.  Из украшений одеваются цепочка с медальоном спускающаяся по центру пробора на лоб (тика, мангтика), серьги с подвесками на волосы, ожерелья в могольском стиле, браслеты на запястья, на каждой лодыжке танцора крепится  до 200 бронзовых колокольчиков, нанизанных на веревку. Волосы украшаются цветами, чаще всего белым жасмином. Иногда на голову надевается особое украшение джумар.

Репертуар стиля катхак:
вандана — освящение сцены, приветствие учителю, божествам;
салами — приветствие знатокам  и покровителям искусства;
амад — появление на сцене артиста, приветствие зрителям;
тхат — «нритта» или «чистый» танец (танец как таковой), с грациозными, медленными элементами;
таткар, тукра, тода, паран — нритта, тукра-бол — музыкальная фраза, имеющая один или более циклов (тинтал — 16 тактов);  паран-бол исполняется под аккомпанемент барабана пакхавадж, имеет вариации: гунгру паран (колокольчики), пакхи паран (птица), а также посвящённые какому-либо божеству: Ганеш паран, Лакшми паран и др.;
гат, тхумри, газал – номера с актерской игрой, абхинаей;
тарана — нритта, танцевальная композиция в строгих рамках, составленная из основных ритмических композиций катхак, в которую может входить кавит — пантомима на темы о богах.

Сюжеты
На заре возникновения этого вида искусства главной темой танцевальных композиций были повествования о богах, мифологические сюжеты и легенды. Сегодня разрабатываются и исполняются самые разнообразные темы, не имеющие религиозного и исторического содержания. Поэзия Миры Баи, Сурдаса, Видьяпати идеальна для абхинаи катхака. Сюжеты черпаются из поэзии персидской, урду, из Махабхаратаы, Рамаяны, Пуран и литературы на санскрите. Центральная тема — Радха и Кришна. Часто в хореографических темах катхак используют состояния природы, животных.

Новаторство нашего времени определяется в режиссуре балетов (катхак — традиционно сольное исполнение). Особенно славится балетами живая легенда стиля катхак школы Лакхнау Пандит Бирджу Махарадж.

Выдающиеся мастера стиля катхак: Биндадин Махарадж, Лаччху Махарадж,  Ачхан Махарадж, Шамбху Махарадж, Калка Прасад, Гопи Кришна, Дурга Лал, Сасвати Сен, Шована Нараян, Майя Рао, Виджай Шанкар Сингх,  Бирджу Махарадж, Кумудини Лакхиа, Дамаянти Джоши, Ситара Деви, Рошан Кумари, Сундарлал Гангани, Рани Карна, Васвати Мишра и многие другие.

Духовный аспект танца
Танец — выражение духовных исканий. Катхак изображает «жизненный цикл» — творение, хранение и разрушение, и цель танцора — перенести умы зрителей в поле этих идей. Он делает это, представляя реальность волшебным переплетением поэзии, ритма и эмоций. Как дыхание жизни, танец начинается медленными элементами тхат, захватывает стремительностью пируэтов и скоростью таткара и внезапно обрывается, когда танцор неподвижно замирает в изысканной позе.

Изящество движений и стремительность пируэтов символичны и созвучны суфийской мудрости: «куда бы ты не обратился, ты пред лицом бога».

Считается, что катхак давно утратил религиозный дух, и его акцент смещен в область эстетики и красоты. Я  же уверена, что духовным содержанием танец наполняет его исполнитель. Красота божественна сама по себе.