Индийский классический вокал. Традиции Хиндустани и Карнатик.

«Индийская музыка всегда была субъективным, духовным и индивидуальным искусством, стремящимся не к симфоническому внешнему блеску, а к личной гармонии с Верховной Душой.
Бхагаватхар (санскр.) -«музыкант; тот, кто поет хвалу Богу” (Парамаханса Йогананда).

Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Много тысяч лет назад в Индии великие мудрецы, риши, познали в своем собственном сознании тончайшие ритмы и просветляющие мелодии Веды, чистого знания, лежащего в основе мироздания. Полагают, что они и передали людям искусство сангит – триединое искусство, состоящее из голосового пения, инструментальной музыки и танца. Они проживали в непроходимых лесах, где создавали небольшие школы, ашрамы, обучая своих последователей музыке, астрономии и другим наукам. Эти науки в сочетании с практикой йоги позволяли последователям риши достигать самореализации. Основная часть знаний бережно передавалась от учителя (гуру) ученику (шишья) в устной форме (традиция гуру-шишья-парампара), и до сих пор индийская музыка практически никак не записывается, поскольку зафиксировать все богатство орнаментации мелодии и ритма, рожденных в импровизации, не представляется возможным и целесообразным.
Таким образом, истоки индийской музыки традиционно связывают с Ведами, и в первую очередь, это выражено в «Самаведе» (2 тыс. до н. э.), прочно связывающей зарождение музыки с религиозно-магической практикой индуизма. Веды, выраженные в виде стихотворных гимнов, проще воспринимались при наложении звука. Сперва сакральные тексты исполнялись на одной ноте, потом добавились еще 2, и так дошло до семи нот, что и дало основу формированию индийской раги. При пении также использовались музыкальные инструменты, такие как лютня вина или флейта бансури, и в дальнейшем инструментальное исполнение раги получило свое развитие и признание.
Индийская классическая музыка богата мелодической и ритмической составляющими, в отличие от гармонической и полифонической, широко развитых на Западе. Исполнение индийской раги зиждется на мелодии и ритме и оформляется звуком танпуры, дающей тональный звук, бурдон. Исторически сложилось разделение индийской классической музыки на две основные ветви — южную (Карнатик) и северную (Хиндустани). Южная музыка карнатик — более ранняя традиция, она имеет религиозную основу и связана с воспеванием богов и их качеств, молитвами о защите и благословении. Северо-индийская музыка Хиндустани имеет более романтический характер. Тексты часто посвящены любви или красоте природы, но также имеют тематику религиозных распевов, посвященных Раме, Кришне, Аллаху.. Внешние отличия северно- и южно- индийской музыки выражены в форме и структуре композиций, орнаментации нот и микротонов, в различных ритмах, наличии и развитии импровизации. Однако, основы и принципы обоих стилей похожи, и их изучение дает понимание этих отличий и хорошую базу для более углубленного изучения того или иного стиля индийской классической музыки.
Индийская классическая музыка базируется, в первую очередь, на вокале, поэтому мелодия занимает самое главное место. Индийская музыка опирается не на аккорды и гармонии, а на филигранное управление мелодией. Поэтому обучение музыкантов технике пения считается обязательным. На многих инструментах даже считается обязательным требованием подражание вокалу. Многие индийские музыканты-инструменталисты северной и южной традиций обучаются искусству раскрытия и развития раги именно от учителя-вокалиста.
(Например, скрипачка Kala Ramnath, ученица вокалиста Pandit Jasraj).

Рекомендуемые к прослушиванию вокалисты стиля Хиндустани:
Pt. Bhimsen Joshi, Pt. Mallikarjun Mansur, Ustad Amir khan,
Ustad Rashid Khan, Begum Parveen Sultana, Kishori Amonkar, Shruthi Sadolikar, Kaushiki Chakraborty, Dr. Prabha Atre, Dhanashree Rai Pandit, Pandit Jasraj.
стиля Карнатик:
M.S. Subbulakshmi, Dr. M Balamuralikrishna, Ranjani-Gayatri, D. K. Jayaraman, Bombay Jayashri, S. Sowmya, Akkarai sisters, T. M. Krishna, Abhishek Raghuram, Nityashree, Nityasantoshini, Sudha Raghunathan
Друпад: Gundecha brothers

Индийская музыкальная система позволяет обучаться пению в любом возрасте, независимо от прошлого опыта и навыков. Любому человеку, который учится играть на любом инструменте или танцевать, полезно петь. Мягкий, неторопливый индийский подход, адаптированный под стремительную жизнь западного человека, дает основы понимания индийской музыки и процессу импровизации. Упражнения, осваиваемые в процессе обучения, идут от простого к сложному, и дают материал для самостоятельной домашней практики «садханы», которая является одной из главной составляющей в обучении. Практиковаться дома можно как голосом, так и на любом инструменте, так как база — одна. На групповых занятиях по вокалу в Индийском культурном центре (Санкт-Петербург) даются основы традиций карнатик и хиндустани.
На занятиях:
— практикуем упражнения для укрепления слуха и голоса;
— учимся интонировать;
— изучаем орнаментации и фразировки;
— касаемся элементов сольфеджио и дыхания;
— узучаем классические ритмы (тал) и соединяем их с пением;
— разучиваем классические индийские композиции (гитасы, варнамы и крити (традиция карнатик), либо чхота кайял, бхаджан (хиндустани);
— учимся импровизировать в выбранном ладу.

Настя Сарасвати

P. S. Занятия индийской музыкой часто переворачивают наше представление о традициях в обучении пению и музыке, это углубление внутрь себя, и этим искусством хочется заниматься всю оставшуюся жизнь.
21.04.2014