Бхаратанатьям — индийский классический танец

Стиль бхаратанатьям (бхаратнатьям, бхарат-натьям, дасиаттам, садир аттам, садир, танджавур натьям) считается самым древним среди всех форм классического танца Индии. Его возраст — более пяти тысячелетий. Название стиля состоит из аббревиатуры: слог «бха» означает «бхава» — чувства, эмоции; «ра» — «рага» — мелодия; «та» — «талам» — искусство ритма; «натьям» означает «танец». Искусство бхаратанатьям соединяет в себе музыку, танец и драму.

Бхаратанатьям — искусство боговдохновенное. Согласно преданиям танец был создан богом-творцом Брахмой и передан смертным мудрецом Бхаратой (легендарным автором «Натья шастры»).

Его колыбель — юг Индии, этот танцевальный стиль был наиболее распространён на территории современных штатов Тамил Наду, Карнатака и Андхра Прадеш. Сегодня искусство бхаратнатьям не знает географических границ: его танцуют и изучают во всём мире как женщины, так и мужчины.

Бхаратанатьям был тесно связан с религиозным ритуалом, поэтому его эпитетом является слово «храмовый». В древние времена его исполняли девадАси («служанки бога»), знания об этом танце передавали наставники (мужчины) — наттувАннары (музыканты, при помощи бронзовых цимбал-наттувАнгам они озвучивали ритмику танца во время выступления танцовщицы).

Важнейшая роль в сюжетах древних композиций отводилась легендам, связанным с покровителем танца богом Шивой Натараджей и его различными ипостасями. Бхаратанатьям — это философия в движении. Современный бхаратанатьям воплощает более широкие темы.

Техника исполнения современного бхаратанатьям восходит к концу XVIII — нач. XIX веков., она во многом схожа с хореографией кучипуди: оба стиля развивались на юге (современная территория штатов Тамил Наду, Карнатака и Андхра Прадеш). Отличительные особенности: подчёркнутая геометрия поз и симметрия рисунка танца, несколько резкие (в сравнении с кучипуди), ясные и точные движения, большая условность жестов и мимики. Бхаратанатьям исполняется в медленном и среднем темпе, по сравнению с ним его «собрат» кучипуди выглядит более стремительным и быстрым.

Техника стиля бхаратанатьям состоит из разнообразных групп адаву. Каждое адаву содержит 3 обязательных элемента: стханака — основная поза, чари — движения ног и ступней, нритта хаста — жесты.

Бхаратанатьям наших дней развивается в нескольких направлениях (школах): Танджавур, Калакшетра, Пандаллур, Майсур, Мелаттур и Важувур. Это оттенки одного и того же стиля с небольшими различиями в технике танца. Пластика бхаратанатьям подчинена строгому канону, который был зафиксирован в трактате «Абхиная дарпана».

В XIX столетии четыре представителя семьи Пиллаи провозгласили искусство бхаратанатьям сценическим: бхаратанатьям вышел за пределы храма. В истории танца они известны как «танджорский квартет». Этот храмовый стиль приобрёл особую популярность в начале XX века, когда Кришна Айер и Рукмини Деви Арундейл впервые представили его публике вне стен храма. Выйдя из-под покрова храма, бхаратанатьям не утратил своей одухотворённости. Впоследствии подвижники этого искусства создали систему тренажа (адаву), закрепили характерный тип обучения (гуру-шишья парампара — преемственность знания от учителя к ученику), проходившего в подобиях древних школ — гурукул.

В 1917 г. Рабиндранат Тагор заявил этот стиль как постоянную дисциплину в основанной им школе искусств в Шантиникетоне. В 1926 г. Кришна Айер, адвокат из Мадраса, стал изучать бхарантанатьям и исполнял его публично.

Особое место в истории этого танцевального стиля отводится нескольким личностям: уже упомянутая Рукмини Деви Арундейл, Баласарасвати — «королева абхинаи» и русская балерина Анна Павлова, которая оказалась идейной вдохновительницей Рукмини Деви, возвратившей этот стиль, практически забытый к ХХ столетию.

Традиционное исполнение бхаратанатьям предполагало сольные номера. Для комопзиций использовались стихи на языках: тамильском, санскрите, телугу, каннада, малаялам.

Репертуар стиля бхаратанатьям:
маллари, тходая мангалам, пушпАнджали — освящение сцены, подношение цветов божеству сцены;
алариппу — танец как таковой, т. е. «нритта»;
джатИсварАм — «нритта»;
сварАджатИ — тоже пример «нритта», состоящий из нескольких ритмических связок: джатИ;
шабдАм — танец с сюжетом;
кИртанам — это чаще всего песнопения, панегирики в честь какого-либо божества;
аштапАди — главы из поэмы «Гитаговинда» поэта Джаядевы;
падАм — всегда связаны с воплощением темы любви;
джавАли — тема этого жанра тоже любовь между земными героем и героиней (наяка-наика);
варнам — кульминация концертной программы в стиле бхаратанатьям, может быть очень длительным;
тиллАна — хореография в «чистом» виде, украшенная стихами, посвящёнными какому-либо божеству.

Плеяда мастеров этого стиля: Рукмини Деви, Баласарасвати, Адьяр Лакшман, Ямини Кришнамурти, Виджаянтимала Бали, Малавика Саруккаи, Алармел Валли, Гита Чандран, Падма Баласубраманьям, Лила Самсон, Каланидхи Нараян, Приядаршини Говинд, Медха Хари, Урмила Сатьянараян и многие другие.

Елена Тарасова